Пина

ПИНА

ПИНА — документальная кино-поэма Вима Вендерса об одной из самых экстраординарных хореографов ХХ века, Пине Бауш, умершей летом 2009 года.

ПИНА — фильм-посвящение Вима Вендерса Пине Бауш.

Расписание показов

ПИНА / PINA

Документальный мюзикл, 106 мин
Германия, Франция, Великобритания, 2011 г.

Режиссер: Вим Вендерс
В ролях: Регина Адвенто, Малу Айраудо, Рут Амаранте, Пина Бауш, Райнер Бер

Мировая премьера: февраль 2011, Берлинский МКФ
СНГ премьера фильма: июль 2011, Одесский международный кинофестиваль

Режиссер выводит свою визуальную историю в новое измерение — прямо со сцены легендарного Танцтеатра Вупперталь Пины Бауш, вслед за танцорами, зритель окажется в самом городе Вупперталь и его окрестностях — в месте, которое на протяжении 35 лет служило домом и сердцем для творчества Пины Бауш.

Вим Вендерс дружил с Пиной с 1980-х, но только когда режиссер впервые увидел фильм, снятый в 3D, идея документальной биографии оформилась окончательно. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» – рассказал он в интервью газете The Sunday Times. Пина умерла от рака в 2009 году. Это случилось за несколько дней до начала съемок их с Вимом Вендерсом совместного фильма.

После смерти своей главной героини Вендерс остановил кино-производство. Однако танцоры театра Пины Бауш настояли на том, чтобы фильм появился.

Премьера «Пины» состоялась на Берлинском кинофестивале в 2011 году. В основе фильма – 4 самые главные постановки Пины Бауш, которые она успела отобрать для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на пол-сцены; и «Контактхоф» – балет телесных эмоций. Пина Бауш была известна своим методом “questioning” – в ходе работы над новой постановкой она задавала вопросы своим танцорам, которые отвечали ей танцем. Подобным образом, Вим Вендерс попросил артистов ансамбля Танцтеатр выразить в движении свои чувства к Пине. Съемки танцевальных перформансов проходили как на сцене театра в Вуппертале, так и в самом городе – на перекрестках, железнодорожных переездах, в заброшенных зданиях и пустых бассейнах. Кроме этого, в фильм вошли интервью-воспоминания членов интернациональной танцевальной труппы Пины Бауш, и несколько архивных съемок самой Пины.

ПИНА БАУШ

Филиппина Бауш родилась в 1940 г. в Золингене, где ее родители владели небольшим отелем.

После первых танцевальных опытов в Детском балете Золингена, 14-летняя Пина Бауш поступает в Фольквангский университет искусств ученицей Курта Йооса.

В 1958 году, получив стипендию, отправляется в Нью-Йорк как специальный студент Джульярдской музыкальной школы. В этой танцевальной Мекке, где на свет появился современный танец, а жанр классического балета был изобретен заново, Пина Бауш провела 2 года. Ее учителями были Энтони Тюдор, Хосе Лимон, а также танцоры Студии Марты Грэм Альфредо Корвино и Маргарет Краске.

После возвращается в Эссен, где, по приглашению учителя Курта Йооса, танцует в Балете Фолькванг, позже известном как Танцевальная Студия Фолькванг. Пина исполняет старые и новые работы Йооса, а также ассистирует ему с хореографией. В то же время начинает самостоятельно заниматься танцевальными постановками, за которые получит первые призы.

На сезон 1973/74 гг. приглашена руководителем Балета в Вуппертале, который она вскоре переименует в Танцтеатр. Это название, изобретенное в 1920-х Рудольфом фон Лабан, означало понятие полного освобождения от привычной танцевальной рутины и выбор в сторону полной свободы средств выражения. Пина изобретает новые жанры, в которых драма и эмоции сплетаются с чувством юмора и смелыми экспериментами в области сценографии и выбора музыкального сопровождения. Она ставит танцевальные оперы, работает с поп-музыкой и оперетками, и по-своему обращается со священными клише высокой культуры.

В 1978 году Пина Бауш открыла свой рабочий метод “questioning”, в ходе которого она работает с танцорами, задавая им ассоциативные вопросы, связанные с темой постановки. Начиная с базовых человеческих эмоций, работая со страхами и потребностями, а также с желаниями и страстями, Танцтеатр Вупперталь не только получает всемирное признание, но и провоцирует международную революцию в хореографии.

Ансамбль Танцтеатра Вупперталь принимал участие в многочисленных интернациональных ко-продукциях в Италии, Испании, Австрии, США, Гон Конге, Португалии, Венгрии, Японии, Корее, Индии, Чили — над последней Пина работала в 2009-м и так и не успела придумать ей название.

Пина была удостоена множества наград и званий, среди них: Орден Искусств и литературы Французской республики (1991), Большой крест со звездой и плечевой лентой «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1997) и Военный орденский крест Сантьягу ди Эспада от правительства Португалии, а уже в 2003 году — Орден Почётного легиона; «Премия Бесси» в Нью-Йорке (1984), Национальную немецкую танцевальную премию (1995), Награду Берлинского театра (1997), Императорскую премию Японии (1999). В мае того же 1999 года Бауш получила (в Таормине, Италия) Европейскую театральную премию, а в ноябре старейший Болонский университет вручил ей почётный диплом «Доктора honoris causa» в области Искусств, Музыки и Зрелища. В 2004 году она удостоена премии Нижинского в Монте-Карло, в 2005 —Золотой Маски в Москве, в июне 2007 года — Золотого льва венецианской Биеннале «за вклад в искусство», в ноябре — Премии Киото, а в 2008 году во Франкфурте-на-Майне — премии Гёте.